Веб-дизайн

Виды начертаний


 Из начертаний внутри одной гар­нитуры чаще всего используются прямое (англ. rотап) и курсивное (italic). Последнее призвано имитировать на­клоненный вправо, более округлый и беглый рукописный почерк, сохраняющий тем не менее графические особен­ности прямого начертания и хорошо сочетающийся с ним. Курсивная разновидность есть у всех текстовых шрифтов с засечками и у большинства рубленых шрифтов, хотя для последних создать близкий по стилю курсивный вариант значительно труднее, и некоторые из рубленых и моно­ширинных шрифтов употребляют вместо курсива просто слегка перекошенное вправо (англ. oblique) основное начер­тание (рис. 2,7). Большинство декоративных шрифтов не имеют курсива вообще.

Вторая важная ось, по которой варьируется начертание шрифта, — это насыщенность (англ. weight), определяе­мая толщиной штрихов и соотношением площади белого и черного в рисунке букв. Первую ступень увеличения насыщенности иногда называют «bold face» по-английски и «жирный шрифт» по-русски, хотя правильнее называть это начертание полужирным (demi-bold). Этот параметр, в отличие от курсива, наоборот, удобнее менять у рубле­ных шрифтов, — многие из которых, помимо обычного и полужирного, имеют также светлое (light), жирное и даже

abcdef abcdef abcdef abcdef

abcdef abcdef

Рис. 27

Принципы постро­ения курсива у шрифтов с засечками (Тайме), рубленых (Гельветика) и моноширинных (Курьер)

126

abcdefghijklmnopqr

abcdefghijklmnop abcdefghijklmm abcdefghijklir

Рис. 28 Рубленые шрифты обычно имеют богатый набор вариации насыщенности

сверхжирное (extra bold) начертания (рис. 28). Шриф­ты с засечками, как правило, ограничиваются обычным и полужирным начертаниями. Декоративные шрифты редко имеют вариации насыщенности.

С насыщенностью связана еще одна характеристика шриф­та — его ширина (width). Как правило, ширина букв слегка меняется при изменении насыщенности, однако у некото­рых шрифтов есть и особые варианты — сжатые (condensed) или растянутые (expanded) по горизонтали при неизменной насыщенности.
Именно этими, специально разработанны­ ми вариантами нужно пользоваться, если вам требуется изменить ширину текстовой надписи. Если вы просто возь­мете обычное начертание и растянете или сожмете его в графической программе, ничего хорошего не получится — относительные толщины штрихов и форма закруглений ис­казятся, и отторжение изуродованного шрифта перевесит в восприятии зрителя любые выгоды от изменения пропор­ций (см. также стр. 139).

Еще один параметр текстового набора — кегль, т. е. размер шрифта (font size). По традиции кегль измеряют в пунк­тах (один типографский пункт равен 0,35 мм), причем по высоте не самих букв, а так называемого «очка» шрифта, так что в шрифте кегля десять пунктов заглавные буквы имеют размер около 7 пунктов. Во времена наборщиков и метранпажей кегль нельзя было менять произвольно; суще­ствовал ряд стандартных кеглей, причем не каждый шрифт отливался во всех кеглях. Компьютерный набор оставил все это в прошлом, и теперь на варьирование кегля налагаются только ограничения эргономического (обеспечение легкости чтения) и эстетического свойства.

У некоторых шрифтов существует еще одно специфическое начертание — малые прописные, или капитель (англ. small caps), получаемое из основного начертания заменой всех строчных букв на заглавные уменьшенного кегля. Точно так же как нельзя менять пропорции шрифта простым растяжением или сжатием, не рекомендуется получать это начертание просто масштаби­рованием заглавных букв — в настоящей капители малые заглавные всегда имеют несколько иные пропорции и относительно более толстые штрихи, чем большие.


Содержание раздела