Веб-дизайн

Текстура


   Не будет большим преувеличением сказать, что текстура, в особенности негеометрическая и нерегу­лярная, есть само воплощение разбросанности, прямая противоположность единству. Поэтому и правила «тех­ники безопасности» при работе с текстурами особен­но строги. Плоский цвет и фотографические текстуры (стр. 118) хорошо сочетаются друг с другом, но ма­териальные текстуры можно использовать только при действительной необходимости и не больше одной на всю композицию.

Кроме перечисленных здесь аспектов, необходимо огра­ничивать количество фокусов внимания композиции — элементов, которые выступают на фоне своего окружения или областей, к которым ведут силовые линии воспри­ятия (стр. 167). Если же таких фокусов несколько, они должны очевидным образом выстраиваться в иерархическую систему, так чтобы на каждом уровне иерархии за внимание зрителя не боролись несколько элементов сразу.

Напоследок я хотел бы еще раз подчеркнуть важность принципа един­ства — самого простого по формулировке и, возможно, самого сложного для соблюдения. Настоящим дизайнером сможет стать только тот, кто на Собственном опыте убедился, что педантичное самоповторение, безжалост­ное втискивание материала в прокрустово ложе структуры и суровое подавление позывов к украшательству действительно дают лучшие результаты, чем поверхностно понимаемая «творческая свобода».


 Здесь я могу лишь на новый лад повторить свою анафему материальным текстурам (стр. 120), из кото­рых практически невозможно составить разумно кон­трастирующее сочетание (разве что воспользовавшись вариациями одной и той же текстуры, отличающимися, например, по плотности элементов поверхности). Почти идеальную — и едва ли не единственно возможную — контрастирующую пару образуют плоский цвет и фото­графические текстуры (стр. 119).




В логотипах безусловно недопустимы ни фо­тографика, ни какие бы то ни было материальные текстуры, ни «скульптурная» трехмерность (стр. 293): композиция, использующая эти виды текстур, может быть визуалом или заголовком, но не логотипом в соб­ственном смысле этого слова. Дело здесь не только в том, что сложные текстуры с трудом воспроизводимы на бумаге и не выдерживают цветовой редукции; главная причина — в отсутствии в них элемента благородной рукотворности, обработанности, обдуманности, который только и способен создать в логотипе «скрытый смысл», доступный опять-таки только разумному взгляду. «Небо с облаками» может служить фоном, не несущим никакой смысловой нагрузки (или же наполняемым смыслом по

275

произволу зрителя), но абсолютно немыслимо в таком концентрированном сгустке смысла, как логотип.

Репертуар текстур логотипа ограничен, таким образом, плоским цветом и геометрическими текстурами с не слишком мелкими деталями (не забывайте о принципе ограничения пропорций сверху). Как мы только что видели, требование простоты формы относится скорее к простоте ее восприятия, а не к объективной сложно­сти фигуры, и «психологически простая» форма вполне может оказаться геометрически очень сложной, ирре­гулярной, несводимой к элементарным составляющим. Простота текстуры, наоборот, — требование скорее фор­мальное, и плоский цвет вполне может служить для выражения совсем не плоских свойств и отношений фи­гур. Так, в логотипе фирмы AT&T (рис. 87) с помощью плоскоцветных полосок передано ощущение выпукло­сти шара — иными словами, типично фотографическая текстура реализована совсем не фотографическими ме­тодами.

Хотя фотографические текстуры не могут быть частью логотипа как такового, их контраст с его принципиальной плоскоцветностью де­лает их эффектным украшением того же самого логотипа в составе дизайн-композиции. Неяркая размытая тень, подстеленная под ло­готип, именно благодаря текстурному контрасту является одним из самых популярных приемов оформления заголовков и логотипов в веб-графике.

Рис. 67

Логотип AT&T был создан в 1982 г., в самом начале повальной моды на ими­тацию трехмерности, и именно этот прием лежит в основе его «скрытого смысла»



Содержание раздела