Веб-дизайн

Разноуровневые элементы


 Разнообразие сочета­ний элементов, из которых один занимает более высокое место в иерархии страницы, чем остальные, очень велико, но здесь достаточно рассмотреть самый простой и в то же время самый типичный случай — сочетание заголовка и от­носящегося к нему текста. Задача дизайнера состоит здесь в том, чтобы средствами размещения выразить зависимое положение одного элемента от другого, их связь и иерархию соподчинения. В более общем случае «заголовком» может быть весь заглавный графический блок веб-страницы (с ло­готипом, навигационной панелью и т. п.), а «текстом» — все остальное содержимое этой страницы.

Традиционный подход к оформлению таких пар элемен­тов не пользуется никакими особенностями расположения, если не считать небольшого вертикального отступа меж­ду заголовком (который обычно выделен кеглем и/или шрифтом) и текстом. Оставив в стороне вопросы шриф­тового оформления (о которых мы будем говорить на стр. 122), попробуем придать этой классической схеме больше выразительности исключительно пространственны­ми средствами.

Первый шаг на этом пути — изменение горизонтального вы­равнивания. Подобно тому как в компьютерных программах и многоуровневых книжных оглавлениях (стр. 1) сдвиг стро­ки вправо означает более низкий уровень иерархии вложен­ности, внутритекстовые заголовки в современных бумажных и сетевых изданиях нередко выдвинуты влево относительно вертикали выравнивания текста (этот вариант размещения теперь едва ли не более популярен, чем бывшие некогда стандартными центрированные заголовки). При высокой частоте заголовков такое размещение позволяет быстро просматривать текст по вертикали, останавливаясь взглядом только на выступающих заголовках (ср. маркеры списков при одноуровневых абзацах, стр. 86). Это — один из лучших примеров построения эффективной композиции на основе выравнивания: мы без труда переключаемся с пронизанного линиями выравнивания вертикального направления (бег­лое чтение) на насыщенное информацией горизонтальное (внимательное чтение).


Еще более неординарные варианты размещения заголов­ков не подчеркивают их главенство в паре «заголовок—

89

текст», а низводят заголовок на роль вспомогательной, пояснительной надписи, примерно аналогичной по своей функции колонтитулам в книге. С этой целью заголовки размещаются, например, вертикально сбоку от текста или даже под текстом.

Конечно, иногда такое необычное расположение мотивируется не ролью заголовка, а вполне естественным желанием страницы выглядеть «не как все» или даже «осадить зрителя», заставив его поискать взглядом непонят­но где прячущийся заголовок или поразмышлять над причинами такого расположения. Нельзя не согласиться, что традиционная парадигма заго­ловка как самой выдающейся, «издалека видной» части композиции не всегда практически оправдана — очень часто прочтение заголовка совсем не необходимо для понимания относящегося к нему текста, так что заго­ловку отводится роль не обязательного введения, а всего лишь комментария к тексту.


Содержание раздела