Веб-дизайн

Логотип


Простая и наглядная система отношений делает логотип идеальным пособием для изучения закономерностей дизай­на. Однако начну я свой рассказ о www.kirsanov.com  с создания логотипа не только по этой причине (и даже не потому, что логотип — первое, что посетитель видит на

этом сайте). Дело в том, что, как и многие другие, сайт этот почти целиком вырос, как из зародыша, из своего логотипа.

Из не относящихся впрямую к дизайну исходных данных, с которыми я приступал к этой работе, стоит отметить желание иметь максимально общий по смыслу логотип, не отсылающий к какой бы то ни было конкретной области деятельности. Коротко говоря, мне нужен был логотип самого Дмитрия Кирсанова, а не его дизайн-студии. Тот факт, что владелец этого знака имеет какое-то отношение к дизайну, должен быть заметен только благодаря качеству логотипа как объекта дизайна, а не по какому-то специфически дизайнерскому символу или метафоре.

Такому условию, очевидно, лучше всего удовлетворяют чисто текстовые логотипы, позволяющие автору проявить профессионализм в, пожалуй, самой благодарной для это­го области — в шрифте. Из всех возможных вариантов написания своего имени я остановился на паре инициа­лов, в которых текстовая основа сочетается с достаточным (благодаря краткости надписи) простором для графических и шрифтовых поисков. Несмотря на внешнюю простоту знака (рис. 77), создание его было совсем не простым делом.

Основная визуальная идея логотипа, его «скрытый смысл» был найден очень быстро. После того как в векторном редакторе напечатана строка текста, первое побуждение ди­зайнера обычно состоит в том, чтобы сдвинуть буквы теснее, сменив установленные по умолчанию расстояния между бу­квами текстового набора на значительно более плотный заголовочный набор (операция трекинга, стр. 141). Стре­мясь сблизить буквы «d» и «к» насколько это возможно, я сразу же заехал засечками этих букв друг на друга и сообра­зил, что это можно обыграть, раскрасив буквы в разный цвет и сплетя их засечки.


По-видимому, этот несложный эффект является в данной композиции если не единственно возможным, то, по край­ней мере, самым приемлемым украшением. Непрофессио­нальные текстовые логотипы часто грешат претенциозными искажениями форм букв, для которых к тому же в большин­стве случаев берутся сверхдекоративные шрифты. Именно поэтому простота найденного эффекта, элегантный, но

306

не вычурный шрифт и отсутствие искажений однозначно засчитываются этому знаку в плюс.

Даже неискушенный в тонкостях дизайна зритель, веро­ятно, почувствует, что что-то более замысловатое, чем переплетение засечек (бывшее, кстати, стандартным при­емом в популярных в прошлые века вензелях), вряд ли подошло бы этой паре букв. В данном случае есть и еще одно обстоятельство: несвойственная старинным вензелям геометричность и даже парадоксальность сопряжения букв (чем-то напоминающая работы художника Эшера) кон­трастирует с теплым гуманистическим очерком шрифта — курсива классической антиквы (стр. 127).

Именно подбор и обработка букв и заняли большую часть времени этого проекта, — хотя результаты этой кропотливой работы, возможно, совсем не бросаются в глаза. Моей целью было не украсить или расцветить бу­квы логотипа, а наоборот, сделать их по возможности прозрачными для восприятия, убрать малейшие следы вычурности или нарочитости. Иначе говоря, я хотел приблизиться к идеалу очертаний гуманистического кур­сива, — но так, чтобы идеальность его была заметна только вдумчивому взгляду.

За основу я взял шрифт Monotype Garamond Italic — один из лучших образцов поздней классической антиквы. Буква «d» из этого шрифта не потребовала почти никаких изме­нений; я лишь увеличил ее наклон и немного растянул по горизонтали. Кроме того, я удлинил и изменил форму ее за­сечек, чтобы лучше приспособить ее к эффекту «сплетенных букв».





(а)



(б)

DMITRY      KIRSANOV      STUDIO

Рис. 77 Генезис  логотипа

www.kirsanov.com

307



Рис. 78  (см. цветную вкладку, стр. 335)

В реальных дизайнерских композициях граница между ло­готипом и его окружением зачастую бывает размытой.Так, на сплэш-странице моего сайта (рис. 78 на цветной вклад­ке) надпись «Dmitry Kirsanov Studio», хотя и не относится в полном смысле слова к логотипу, образует с ним единое целое. Помимо своей основной информативной функции (сообщить посетителю, как называется сайт, на который он попал), надпись эта играет и важную эстетическую роль. Прямой рубленый шрифт, заглавные буквы, а также нахо­дящиеся на границе читаемости мелкий размер и слабый контраст правой части этой надписи с фоном (использо­ван популярный прием визуального принижения важного по смыслу заголовка, стр. 202) составляют сильный кон­траст с очертаниями логотипа, который в таком соседстве начинает казаться значительно крупнее, четче, «прочнее» и «курсивнее», чем он есть на самом деле.



Классический же рубленый шрифт с одинаковой толщиной всех штрихов не очень хорошо сочетается со сложной формой графической части, содержащей узкие перешейки и расширения. Таким образом, шрифт Optima выявляет и поддерживает характер

317



Рис. 85

Пример подгонки графики логотипа под харак­тер шрифта; в увеличении можно увидеть, что торцы де­талей графики вогнуты так же, как и концы штрихов букв

формы этого знака; сходная мотивация позднее привела меня к использованию этого же шрифта в другом лого­типе (рис. 85), графика которого уже вполне сознательно подогнана под использованный шрифт.

Отдельного абзаца заслуживает история буквы «Q». Очертания этой буквы в шрифте Optima (рис. 86, а) не годились для логотипа: хвостик вылезал слишком далеко вниз за нижнюю линию шрифта, что затрудняло вставку надписи в паз фигуры. Моя первая попытка сделать высоту «Q» такой же, как у остальных букв (рис. 86, б), была вдохновлена формой этой буквы в шрифте Erika, который использовался на одном из этапов работы над логотипом (см. рис. 84, а). Этот вариант имел еще и то преимущество, что напоминал своей формой очертания вырезов в графической части знака. К сожалению, в небольших размерах отросток буквы становится трудно­различимым, и «Q» превращается в «О», — а ведь «заумное» название компании, не опирающееся ни на какие известные слова, прочесть и без того непросто. Поэтому в конце концов нам пришлось выбрать не слишком изящный, но стилистически нейтральный и читающийся в любых размерах вариант рис. 88, в. Впоследствии это же начертание буквы «Q» использова­лось во всех графических заголовках веб-сайта, также набранных шрифтом Optima.


Содержание раздела