Веб-дизайн

Кодировки текста


Отказавшись от пре­тендующего на всеохватность изложения «от теории к прак­тике» и «от простого к сложному», я сразу же попал во власть встречных течений, то и дело отбрасывавших меня назад: «Об этом писать нельзя, пока не объяснено то, а перед этим обязательно нужно рассказать и о том».

Так, поставив на первое место в этой главе технологии раз­метки текста (HTML и XML), я был вынужден сделать еще шаг назад и начать со стандартов кодирования текста в ком­пьютере. Причина не только в особой актуальности этой темы для пользователей, имеющих дело с кириллическим алфавитом; важно также, что она даст нам возможность обсудить некоторые общие принципы передачи и обработки информации в компьютере.

В общем случае кодировка (encoding), или кодовая табли­ца, — это однозначное соответствие между подмножеством целых чисел (как правило, идущих подряд) и некоторым набором символов. Ключевым здесь является понятие сим­вола. Символ может быть буквой (а может и не быть), может соответствовать звуку речи (а может и не соответствовать) и может быть представлен графическим знаком (но может обходиться и без какого бы то ни было видимого образа). Символ — это атом смысла, мельчайшая неделимая частица информации. Так, латинское «А» и кириллическое «А» —

15

это разные символы, потому что они употребляются в разных контекстах и несут в себе разную информацию.

Определяющим для любой кодировки является количе­ство охватываемых ею кодов и, соответственно, символов. Поскольку тексты в компьютере хранятся в виде последо­вательности байтов, большинство кодировок естественным образом распадаются на однобайтовые, или восьмибитные, способные закодировать не больше 256 символов, и двух­байтовые, или шестнадцатибитные, чья емкость может достигать 65636 знакомест.



Содержание раздела