Веб-дизайн

Как устроен цвет


О том, как цвет представлен в компьютере, и об ограничениях, налагаемых на цвет в веб-дизайне, мы говорили в гл. I (стр. 80) и будем еще говорить в гл. IV (стр. 245). Здесь мы отвлечемся от этих ограничений и рассмотрим компьютерный цвет с более творческой, хотя и равным образом формальной точки зрения. «Формаль­ной» — потому что для успешной работы вы должны уметь анализировать цвет, раскладывать его на составляющие.

Из всех систем представления цвета, о которых я упоминал на стр. 63, лишь одна представляет цвет в естественном, согласующемся с человеческим восприятием виде — это система HSV (тон—насыщенность—яркость). Разумеется, понятие «естественности» само по себе субъективно, и, потренировавшись, вы без особого труда научитесь видеть в любом цвете, к примеру, его красную, зеленую и си­нюю составляющие. Однако преимущество системы HSV бесспорно — она не только почти не требует привыка­ния, но и предоставляет прекрасную теоретическую базу, помогающую понять многие неочевидные закономерности цветовой вселенной. Иными словами, профессионал почти всегда думает о цвете в терминах HSV. В системе HSV цвет разлагается на три составляющих:

• Тон (hue) — первый и единственный собственно цвето­вой компонент, представляющий собой один из цветов радуги (точнее — одну из точек цветового круга, о ко­тором ниже), максимально яркий и насыщенный. Тот факт, что любой самый экзотический и трудно определи­мый цвет сводится к какой-то одной точке спектра (а не, скажем, к смеси двух или трех компонентов), может по­казаться неправдоподобным новичкам в дизайне (и даже профессиональным художникам, привыкшим получать цвета смешением пигментов). Поэтому практика работы с системой HSV так важна для овладения компьютерным цветом.

104

Рис. 19

(см.цветную вкладку, стр. 334)

• Насыщенность (saturation) — соотношение основного тона и равного ему по яркости бесцветного серого. Мак­симально насыщенный цвет не содержит серого вообще, а при нулевой насыщенности, наоборот, полностью от­сутствует основной тон (т.
е. если при насыщенности, равной нулю, варьировать тон, результат будет оставаться одним и тем же — серым цветом).

• Яркость (value) — общая яркость цвета. Максимальное значение этого параметра превращает любой цвет в бе­лый, а минимальная — в черный (варьирование двух других параметров в этих крайних точках не оказывает никакого эффекта).

Если попытаться соотнести параметры системы HSV с разложением цве­та по системе RGB (стр. 62), то их можно представить себе так: тон определяет общую конфигурацию движков на красной, зеленой и синей шкалах, варьирование насыщенности изменяет относительное расстояние между движками при сохранении их взаимного расположения, а измене­ние яркости сдвигает вверх или вниз все движки одновременно.

Большинство графических программ позволяют работать с цветом в том числе и в системе HSV. В программах Macromedia Freehand и CorelDRAW, к примеру, палитра выбора цвета представляет собой цветовой круг с курсором, движение которого по дуге изменяет тон, а по радиусу — насыщенность. Третий параметр — яркость — устанавлива­ется расположенной рядом вертикальной шкалой с движком (рис. 19 на цветной вкладке, а).

В других программах (например, CorelXARA) устройство для выбора цвета представляет собой линейный спектр с движком (для выбора параметра тона) и квадратное поле, по которому можно перемещать курсор, выбирая насыщенность по оси абсцисс и яркость по оси ординат (рис. 19, б). Однако удобнее всего работать с палитрой в программах фирмы MetaCreations: длинный — и потому позволяющий выбирать тон с большей точностью — цвето­вой спектр сомкнут для компактности в кольцо, а остальные два параметра выбираются с помощью треугольного (а не квадратного) координатного поля (рис. 19, в).

Такое решение более лаконично и функционально, чем предыдущее, — в нем отсутствует бесполезная нижняя сторона квадрата «насыщенность-яркость», перемещение вдоль которой не изменяет цвет вообще. Главное же преимущество такой палитры в том, что цветовой круг, по сравнению с линейной радугой, правильнее отражает наше представление о континууме тонов как о чем-то

105

замкнутом, не имеющем определенного начала и конца, а фиксированное расположение цветов «по сторонам света» к тому же тренирует цветовую память и ассоциативное мышление.


Содержание раздела