Веб-дизайн

Интервалы


 Огромное влияние на восприятие текста оказывают интервалы набора — расстояния между буквами в словах, между словами и между строками в абзацах. Развивая аналогию с голосом, читающим текст, величины интервалов можно уподобить быстроте произнесения слов — с той только разницей, что интервалы в наборе можно менять по двум измерениям, а не по одному.

Прежде чем пускаться в эксперименты, позаботьтесь о пра­вильной установке межбуквенного расстояния в зависи­мости от кегля шрифта. Чем меньше кегль шрифта, тем свободнее, дальше друг от друга должны стоять буквы, и наоборот — чем крупнее шрифт, тем относительно теснее должен быть набор (рис. 37). Интервалы «по умолча­нию» в большинстве шрифтов рассчитаны на кегль 10

Где он стоял опершись на статую. С лицом перепол Где он стоял опершись на статую. С лицом

Где он стоял опершись на стат

Где он стоял

Где он стоял опершись на статую. С лицом

Где он стоял опершись на статую

Где он стоял

Рис. 37

Автоматическая регулировка межбуквенных, рас­стояний в зависимости от кегля: текст без трекинга (вверху) и с трекингом (внизу)

142

Где он стоял

Где он стоял



Рис. 38

Ручная регулировка межбуквенных расстояний — кернинг

пунктов (приблизительно такой, как у основного текста в этой книге). Регулировка плотности набора, называе­мая трекингом (tracking), в некоторых программах делается автоматически, но в других ее приходится осуществлять вручную.

Трекинг сдвигает или раздвигает все буквы на одну и ту же величину, исправляя тем самым кажущееся изменение плотности при изменении кегля. Но многие пары букв при этом по-прежнему оказываются стоящими слишком тесно или слишком свободно — например, даже если сдвинуть буквы «Г» и «А» вплотную, визуально между ними будет «дырка», обусловленная формой этих букв. Такие «дырки» и «слипания» букв, особенно заметные в крупном кегле, дизайнер должен исправлять вручную.

Регулировка эта называется кернингом (kerning). Во многих шрифтах содержатся данные для автоматического кернинга определенных пар букв (обычно только латинского алфа­вита), однако далеко не все программы пользуются этой информацией и далеко не всегда результаты автоматическо­го кернинга хорошо смотрятся во всех размерах.
Возьмите себе за правило не оставлять ни одной надписи с достаточ­но крупным шрифтом без ручной регулировки расстояния между символами (рис. 38).

Трекинг и кернинг изменяют межбуквенные интервалы не­значительно, чисто косметически. Однако ничто не мешает вам раздвинуть буквы в строке на любое расстояние (лишь бы текст при этом оставался читабельным текстом, а не пре­вращался в набор отдельных букв). Разрядка, так же как и курсив и почти любое нестандартное написание, заставляет текст звучать подчеркнуто, медленно и даже торжественно (вспомните речь ангелов в «Москве—Петушках» Венички Ерофеева). Хотя английской типографской традиции выде­ление разрядкой несвойственно, в англоязычных заголовках оно дает сходный эффект.

Особенно сильное впечатление увеличение межбуквенных интервалов производит в сочетании со стилем «все строч­ные». При использовании только заглавных букв, наоборот, растянутый заголовок выглядит привычнее и строже. (Смесь регистров с разрядкой лучше не употреблять.) Если же из композиции очевидно, что разрядка была введена только для того, чтобы уравнять длину строки с длиной какого-то другого элемента, необычность звучания почти исчезает,

143

заглушенная удовлетворением от аккуратной подгонки и ко­ординации частей (рис. 39).

Иногда в заголовках применяются и отрицательные меж­буквенные интервалы, т. е. наложение букв друг на друга. При этом буквы надписи могут окрашиваться в разный цвет (пример 13), бросать друг на друга тени или просто «срастаться» в единое целое (см. пример на рис. 39); осо­бенно удобны для этого жирные рубленые шрифты, тесному контакту которых не мешают засечки.

Если абзац содержит больше трех строк текста, можно попробовать растянуть его по вертикали, увеличив интер­валы между строками (интерлиньяж). Это нередко делается с теми же целями, что и горизонтальная разрядка, — для выравнивания текстового блока по высоте с другим элементом или просто для того, чтобы заполнить коротким текстом побольше места.


Хотя и в меньшей степени, чем горизонтальная разрядка, этот прием выделения также при­дает тексту характерно свободное, неспешное, убедительное звучание. Особенно хорошо растянутый интерлиньяж смотрится с теми шрифтами, у которых высота заглавных

сильно превосходит высоту строчных.

В заголовках иногда применяется и противоположный при­ем — нулевой интерлиньяж, при котором строки текста Вплотную прилегают друг к другу, а выступающие элементы букв даже заезжают на соседнюю строку. Чтобы прием этот не смотрелся ошибкой или неаккуратностью, а при­давал заголовку динамичность и выразительность, обостряя смысловые отношения внутри текста, нужно выполнить довольно много условий, самое главное из которых — достаточный контраст между сталкиваемыми строками по шрифту, кеглю или цвету (а лучше всего — сразу по нескольким параметрам). Скажем, если сделать верхнюю строку крупным шрифтом более светлого цвета, наложение на нее выступающих элементов букв нижней, набранной меньшим кеглем и более темной по цвету строки будет восприниматься естественно, не будет раздражать взгляд или мешать чтению.

Кроме того, учтите, что при нулевом интерлиньяже линия стыка строк становится весьма сильной осью компози­ции, требующей координации (чаще всего выравнивания по высоте) с другими элементами и не терпящей в непосред­ственной близости от себя других активных горизонталей (так что прием этот лучше не применять к блокам из



144

трех и больше строк). И наконец, «сплющенный» заго­ловок будет смотреться выразительно только тогда, когда его теснота подчеркнута достаточно большим количеством пустого пространства вокруг него.

Вспомнив принципы размещения материала на плоскости, о которых мы говорили на стр. 86, вы без труда сообразите, что два последних приема — увеличенный против обычного или нулевой интерлиньяж — суть частные случаи двумерного размещения букв с явным предпочтением одного из направлений.


Содержание раздела