Веб-дизайн

II. Основы дизай­на


Я не очень-то погрешу против истины, сказав, что вся эта книга была написана ради единственной главы — той, которую вы начинаете читать. Уверенное владение современными технологиями веб-дизайнеру не­обходимо, однако в основе его мастерства лежат все-таки куда более фундаментальные и медленнее устаревающие знания.

От читателей моих статей по веб-дизайну, публикуемых по адресу www.webreference.com/dlab/ , я получаю немало писем с одобрением их скорее теоретической, чем практи­ческой направленности (особенно выделяющейся на фоне бесчисленных сайтов с «How To» и «Top Ten Dont's», на разные лады повторяющих небольшой набор разрозненных практических советов). Многие читатели спрашивают, где начинающий веб-дизайнер — иногда поневоле, иногда по зову сердца окунувшийся в эту область творчества, но ни­когда не учившийся в художественном училище и даже не

74

очень хорошо представляющий, чему там учат, — мог бы найти достаточно полный и в то же время по возможности популярный курс основ дизайна.

Хорошие книги по теории дизайна, конечно, есть. Но вместо того, чтобы опираться на авторитет классиков, я решил сам написать небольшое введение в предмет.

Поводов для такого решения несколько. Во-первых, тема моей книги — именно веб-дизайн, а не дизайн вообще. И хотя на теоретических основах это различие сказывается в последнюю очередь, некоторую интернетовскую специфи­ку полезно ввести уже на самом базовом уровне. Очевидно, хороших с дизайнерской точки зрения книг, написанных на этом новом материале, еще совсем немного, если они есть вообще (во всяком случае, на русском языке). Поэтому было бы глупо не попробовать свои силы в этой только что открывшейся области — тем более что, во-вторых, упо­мянутые выше статьи дали мне хороший задел для начала работы. Хотя эту главу, конечно, нельзя назвать автоперево­дом с английского, все же довольно многое в ней построено на материале моих статей.

Наконец, есть еще одна причина, без которой я бы не рискнул взяться за столь ответственное дело, как написание учебника дизайна.
Причина эта заключается в свойствах дизайна как науки (разумеется, я вынужден здесь подхо­дить к дизайну именно с этой точки зрения, поскольку «учебник искусства» — не очень-то осмысленное сочетание слов).
Подыскивая аналог теории дизайна среди наук традици­онных, нельзя не заметить, что она стоит гораздо ближе к таким гуманитарным дисциплинам, как философия или филология, а не к точным наукам вроде математики. Как и в дизайне, в философии есть свои общепризнанные фак­ты, принципы и подходы, истинность которых никто не подвергает сомнению. Однако ценность нового философ­ского сочинения определяется все же свойствами скорее субъективными: новизной идей, убедительностью аргумен­тации, иногда даже достоинствами литературного стиля. Философскую систему невозможно опровергнуть в принци­пе — она живет по своим собственным законам, и Витген­штейн не «опровергает» Платона, хотя и противоречит ему на каждом шагу.
Почти то же самое, с некоторыми оговорками, можно сказать и о любом дискурсе в области теоретического
75
дизайна. Даже опираясь на примеры из практики, автор волен трактовать их сколь угодно субъективно (собственно говоря, многие категории дизайна и невозможно оценивать объективно) — так, как того требует выстраиваемая им система понятий. Вот почему я взял на себя смелость представить на суд читателя свою собственную, если так можно выразиться, философию дизайна.

Содержание раздела