Дизайн
Главное, что стимулирует дизайнерскую мысль при создании навигационной системы сайта, — это противоречие между прикладной функцией этой системы и требованиями стилистического единства сайта и ненавязчивости его вспомогательных элементов (еще одно проявление извечной диалектики формы и содержания, логической структуры и визуального представления). На элементарном уровне это противоречие сводится к вопросу: как сделать так, чтобы кнопка на панели как можно лучше вписывалась в композицию, не раздражала своим утилитарным предназначением — и в то же время была достаточно эффективной и интуитивно понятной? Как добиться того, чтобы даже самому неискушенному пользователю было ясно, что это именно кнопка, а не просто надпись или картинка?
Проблема эта не столь надуманна, как может показаться на первый взгляд. Конечно, трудно представить себе навигационную панель, о прикладной функции которой было бы вообще невозможно догадаться. Но большинство сайтов просто не могут себе позволить иметь навигационную систему, которая бы хоть в какой-то мере противоречила интуиции пользователя. Идентификация «кликабельных» областей должна происходить мгновенно и абсолютно
209
подсознательно, — чтобы к тому моменту, когда посетитель ознакомится с содержимым страницы, рука его уже сама подводила мышку к кнопке.
Для текстовых ссылок автоматизм этот основан на привычке: короткие фрагменты текста, выделенные другим цветом и подчеркиванием, настолько прочно ассоциируются в нашем сознании со ссылками, что на веб-сайтах уже нельзя пользоваться подчеркиванием как приемом выделения текста (хотя еще пару лет назад текстовые ссылки обычно включали в себя подсказки типа «Click here for...»). В навигационных панелях кнопки также строятся на основе текстовых надписей, но реализованы они в виде графических вставок, так что «ссылочность» в них подчеркивается (на сей раз «подчеркивается» фигурально, а не буквально) более разнообразными средствами. Совсем не обязательно делать кнопки выпуклыми и прямоугольными, наподобие кнопок интерфейса операционной системы, — однако хоть какой-то намек на особую роль этих элементов все же необходим.
Графические средства оформления кнопок обычно относятся к одной из двух разновидностей: они либо отделяют кнопки друг от друга (пример — рамки вокруг надписей или просто горизонтальные или вертикальные линии-разделители между ними), либо так или иначе акцентируют внимание на каждой надписи (расположенные рядом с надписями кружки, треугольники, символические изображения). Нетрудно заметить, что не только рамки, но и любые другие «довески» к надписям вводят визуальную решетку с одинаковыми по размеру ячейками для каждой из кнопок: хотя надписи обычно различаются по длине, однородные графические элементы навигационной панели обязаны располагаться равномерно и на одной прямой.
Рис. 49
Приемы выравнивания навигационных кнопок с надписями неодинаковой длины