Баннеры
Хотя рекламные графические вставки не относятся к заголовкам в собственном смысле этого слова, удобнее сказать о них несколько слов именно здесь: ведь баннеры вполне можно рассматривать как «заголовки» для текстов, которые расположены на других страницах и на которые эти заголовки приглашают вас перейти (кстати, одно из значений слова banner в английском языке — именно «заголовок»). Подробно баннерный дизайн будет рассматриваться в следующей главе (стр. 275).
К сожалению, чаще всего веб-дизайнер не имеет никакой власти над тем, какие баннеры будут вывешены на его страницах; для него баннер есть лишь прямоугольный «черный ящик» стандартного размера (стр. 277), который он обязан разместить на видном месте страницы и который едва ли не по всем своим аспектам — формам, цветам, шрифтам, текстурам — почти наверняка окажется кричащим диссонансом в сложившейся композиции. Даже если автором баннера будет профессиональный дизайнер (на что не очень-то стоит рассчитывать), с вашей собственной композицией его творение, скорее всего, не будет иметь ничего общего.
С другой стороны, на контент-сайтах (да и не только на них) реклама есть воистину «осознанная необходимость», единственный способ окупить затраты на создание и поддержку сайта. Разумеется, пользователи давно уже привыкли
205
«отфильтровывать» в своем восприятии прямоугольники известного размера и характерной пестроты, относясь к ним как к чему-то совершенно независимому от содержимого страницы (если не впрямую враждебному ей). Однако же дизайнер не может полностью полагаться на разборчивость своих зрителей и вынужден так или иначе реагировать на вторжение инородного материала.
Обычно автор пытается либо интегрировать баннер в композицию, пользуясь теми его свойствами, которые известны априори (размером и прямоугольной формой), либо, наоборот, противопоставить баннер всему остальному на странице (чаще всего по цвету). Пространственная интеграция сводится к выравниванию баннера с соседними элементами, вписыванию его в общую сетку позиционирования (очевидно, что и сама эта сетка, и многие из элементов в таком случае обязаны равняться на стандартные габариты баннера — пример 15). При контрастировании же ставка делается на пестроту и цветовую насыщенность большинства баннеров, которым противопоставляется ограниченный набор неярких и тщательно подобранных цветов в других элементах страницы. Эти два приема — пространственная координация и цветовой контраст — могут сочетаться друг с другом.
Мы уже затрагивали тему рекламных баннеров в гл. Ill, обсуждая их «заголовочный» аспект и возможность безболезненного вписывания чужеродной рекламной вставки в композицию веб-страницы (стр. 204). Здесь нам предстоит ближе познакомиться с рекламными баннерами как специфическим жанром веб-графики, в котором привычные дизайнеру законы эстетического восприятия почти вытесняются особыми, свойственными только рекламному дизайну принципами подачи информации — информации по необходимости поверхностной, апеллирующей к чувствам чаще, чем к разуму, намеренно несерьезной и даже слегка провокационной. К сожалению, красивый баннер совсем не обязательно эффективен как рекламный инструмент, а эффективный не обязательно красив.